Почему бессмысленно скрываться от дорожных камер

Вся дорога пишется
Почему бессмысленно скрываться от дорожных камер

15 ноября 2017
19 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП. Под колесами автомобилей ежегодно гибнут десятки тысяч человек, больше, чем в военных действиях. Неслучайно говорят, что все правила дорожного движения написаны кровью. Только ответственности это знание водителям не добавляет. А вот с установкой средств автоматизированной фото- и видеофиксации (попросту дорожных камер) количество ДТП в Кузбассе заметно снизилось даже на самых аварийных участках. О том, кто и с каких ракурсов снимает вас на дорогах, что происходит с этими записями и чем грозит вам участие в таких онлайн съемках – наш материал.

Судебный кинопоказ

Если раньше на фото- и видеосъемку незнакомого человека требовалось его разрешение, а в качестве доказательной базы в суде могла быть использована только запись, полученная на законных основаниях, сегодня мы пришли к тому, что использовать в качестве доказательства какого-либо административного правонарушения вы можете абсолютно любую запись (Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 114-ФЗ). Теперь фактические данные, зафиксированные на фото- или видеокамеру, признаются документами и выступают в качестве доказательств по административным делам (п. 2 ст. 26.7 КоАП РФ). А это и автомобильные видеорегистраторы, и личные телефоны, и камеры видеонаб-людения. В интернете существуют специальные ресурсы, с помощью которых любой свидетель преступления может выложить его запись, и она попадет в правоохранительные органы. В ГИБДД г. Кемерова нам сообщили, что «видео- и фотофакты правонарушений, которые неравнодушные граждане присылают на правоохранительный портал Кузбасса «Мобильный патруль» (zakon-kuzbass.ru/mp), рассматриваются и также используются в качестве доказательной базы для привлечения к ответственности водителя транспортного средства, совершившего то или иное нарушение».

Скрытый патруль

Вместе со случайными очевидцами видеозапись на дороге ведут совсем неслучайные инспекторы ГИБДД. Но для уменьшения количества спорных ситуаций эти нарушения стали снимать на видео. Как нам пояснили в отделе пропаганды ГИБДД г. Кемерово, «патрульные автомобили ДПС в штатном режиме оборудованы видеорегистраторами и, согласно приказу от 23 августа 2017 года

№ 664 «Об утверждении административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения», обязаны проводить все административные процедуры в зоне работы оборудования. Также пункт 76 регламента допускает при надзоре за дорожным движением использование полицейскими специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям». То есть запись ведется и видеорегистраторами, и официальными камерами.

Но на наших дорогах давным-давно установилась водительская солидарность и взаимовыручка. Увидел экипаж – поморгай другу. Предупрежден – значит вооружен. И демонстрируете вы на камеру образцово-показательную езду, и взятки с вас гладки. Однако не обольщайтесь. В ГИБДД давно применяется практика так называемого скрытого патруля, когда инспекторы при движении по городским дорогам ведут запись из машины без специальных обозначений и работают в паре с обычными патрулями. Практика эта законна и регламентирована п.64 приказа от 23 августа 2017 года № 664 в качестве одной из форм несения службы полиции – надзор за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы.

Предательский «щелк»

Чуть подробнее хотелось бы остановиться на многочисленных автоматизированных комплексах фото- и видеофиксации. Для простоты оборотов будем называть их в тексте просто дорожными камерами.

По решению правительственной комиссии от 2013 года все дорожные камеры были переданы в муниципальную собственность. Кому принадлежат дороги, тому принадлежат и приборы, на них размещенные. Теперь их установкой и обслуживанием (настройка, ремонт, передислокация, профилактические работы и т.п.) занимается администрация города совместно с Центром организации дорожного движения (МБУ ЦОДД). Как нам сообщили в администрации г. Кемерово, в работе применяются комплексы, стоимость которых варьируется от 700 тысяч до нескольких миллионов рублей. Соразмерно этой стоимости обходится их обслуживание и эксплуатация. Кстати, некоторые вандалы повреждают переносные камеры на треногах, а потом очень расстраиваются, когда узнают их реальную стоимость и размер компенсации ущерба.

На сегодняшний день в Кемеровской области зарегистрировано 59 действующих рубежей – мест установки автоматизированных камер, 17 из них в Кемерове. На этих рубежах работает 216 датчиков. С 1 ноября 2017 года к ним прибавились еще восемь пeрeкрестков.

Система работает, и работает довольно продуктивно. Чем больше в области появляется камер, тем больше протоколов выписывают инспекторы ГИБДД. Так, по информации Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, в 2016 году по данным, полученным с дорожных камер, было выписано 362 119 протоколов, из них исполнено 301 994. На 12 ноября 2017 года уже выписано протоколов 462 207, исполнено 340 606.

Всевидящее око

Российские дорожные камеры настроены таким образом, чтобы в объектив с нужного ракурса попадал и хорошо распознавался автомобильный госномер. В Европе на снимке обязательно должно быть видно лицо водителя. В нашей же стране такие съемки чреваты. Был случай, когда один из водителей пожаловался в суд на вмешательство в личную жизнь, так как был пойман такой дорожной камерой не в том месте и не с той спутницей. «Письмо счастья» пришло по адресу регистрации, и в семье разгорелся скандал. Но предъявить ничего не получилось – камеры были установлены и работали в штатном режиме на законных основаниях. «У нас такого требования нет – снимать лицо водителя, – пояснил заместитель начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Евгений Конюхов, – потому что вся ответственность за правонарушение лежит на владельце транспортного средства, на котором оно зарегистрировано. Наше дело – зафиксировать нарушение ПДД автомобилем и привлечь к ответственности его владельца. А владелец уже потом сам пусть думает, что с этим делать». В общем, не хочешь иметь проблемы – думай на берегу, кому доверяешь машину.

Если всего несколько лет назад дорожные камеры при помощи фотосъемки фиксировали лишь нарушение скоростного режима, то теперь технические возможности комплексов почти безграничны. Они позволяют отрабатывать в автоматизированном режиме выезд на встречную полосу, пересечение стоп-линии, нарушение правил парковки, поворот не из той полосы. В регламент пока не внесены и не фиксируются ремни безопасности и непропуск пешехода, но технические возможности есть, а значит, спектр будет расширяться.

«Дорожные камеры функционируют круглосуточно, – рассказывает Евгений Васильевич, – но не пишут всю дорожную обстановку непрерывно. Комплексы срабатывают по факту нарушения. К примеру, датчик завязан на светофоре и фиксирует движение на красный. Мы проезжаем пeрeкресток на разрешающий зеленый сигнал. Камеры спят. Как только включается красный сигнал светофора, комплекс автоматически активизируется. И если объект на этот красный сигнал пересекает стоп-линию, срабатывает запись. То же самое с движением по полосам. Технологии идут вперед семимильными шагами. Для датчиков камер создается виртуальная разметка. Они не различают объекты по типу: машина это, собака или человек. В случае нерегламентированного пересечения объектом этой виртуальной разметки также срабатывает запись. И если машина выехала на встречную полосу или повернула не из того ряда, камера улавливает это и фиксирует нарушителя. Есть другие технические хитрости. В опытной эксплуатации на дороге Кемерово – Лесная Поляна некоторое время работал очень эффективный комплекс из двух камер (на въезде и выезде с участка), который путем нехитрых расчетов вычислял среднюю скорость движения водителя. И если она превышала положенные пределы, он вынужден был оплачивать штраф. То есть схитрить, подстроившись под место установки камеры, а потом разогнаться уже не удавалось. Почему администрация от него отказалась – нам неизвестно. Для выявления нарушений правил парковки у нас работают специальные машины с видеозаписью, которые курсируют по выверенным маршрутам, а также используются переносные комплексы. Активно используются безрадарные комплексы, которые не считываются современными гаджетами». Кстати, насчет отражателей и хитрых номеров – это все мифы: номера распознаются все, клеить на них что-то бессмысленно. Не так давно был возвращен к жизни старый, но очень эффективный комплекс «Стрелка», который пробивает номера нарушителя на расстоянии более километра. Сейчас он установлен на Терешковском мосту. Подстроиться под такую камеру почти невозможно, тем более что работает она в двух направлениях и охватывает почти весь мост целиком. Помните, на мосту по двойной сплошной линии разметки были установлены палочки-отбойники? Но все равно на этом участке были жесткие аварии с пострадавшими и погибшими. За последние два года после установки большого количества камер ДТП здесь почти нет».

Банальный сервер вместо мониторов

Вся информация с камер поступает в ЦАФАП, где проходит несколько этапов обработки. Наверняка многие из вас видели гуляющий по интернету ролик с изображением Москвы с высоты птичьего полета и получения картинок с дорожных камер на огромном мониторе. В ГИБДД нас немножко приземлили. Оказывается, никаких мониторов в Центре нет, да и не нужны они вовсе. Есть стандартные рабочие места, за которыми по графику 5/2 трудятся 14 специалистов. Информация с дорожных камер грузится сначала на серверы хранения, а потом поступает на серверы обработки в виде обычных файлов. Отсматривается и обрабатывается абсолютно весь материал. Офицеры оценивают правонарушение, выписывают постановление и ставят цифровую подпись. После этого данные передаются в почтовое отделение и рассылаются по адресам регистрации. «Здесь важно помнить, – обращает внимание Евгений Конюхов, – что водитель имеет право уплачивать штраф со скидкой, если сделает это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Но! Наше поле ответственности заканчивается в момент передачи постановления почтовой организации. У нас на это есть три дня, но, как правило, бывает достаточно одного. А сколько почтовая организация будет доставлять вам это уведомление – вопрос открытый, мы за их работу отвечать не можем. Сайт «Госуслуги» адекватно реагирует на эту информацию. Там она появляется в период от нескольких часов до одних суток. А у того, кто зарегистрирован, еще смс-оповещение приходит. Хочешь экономить – следи сам».

Обложили водителя со всех сторон.

Похоже, оно и к лучшему. Если раньше многим удавалось хитрить, юлить и обруливать «камерные» участки, то теперь запись ведется всеми и со всех ракурсов. Оставаться незамеченным в момент совершения правонарушения становится все труднее. Самое время освежить в памяти Правила дорожного движения.

Ирина Соловьева
///




///

рассказать друзьям и получить подарок
Запись опубликована в рубрике ВОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *