Метан кузбасса.

Развитие газового автомобильного топлива в Кузбассе. /Метан/

   Лидирующим альтернативным автомобильным топливом, по оценкам экспертов в  России и в мире, в целом на сегодняшний день является газ. Причем на российском рынке ситуация с газомоторным  топливом (ГМТ) складывается так, что в недалеком времени углеводородный сжиженный газ (СУГ) начнет терять свое преимущество по количеству работающих на нем автомобилей, а также по объемам потребляемого топлива перед компримированном природном газе (КПГ). «АвантПАРТНЕРу» по рынку ГМТ в Кемеровской области, удалось собрать информацию, которая отчасти эти выводы подтверждает. В тоже время  отчетливо наблюдается иная тенденция. Большое количество потребителей в Кузбассе еще не совсем готовы отойти от традиционного вида горючего. У них на это имеются  свои веские причины.

Газ шагает по стране… не широким шагом.

Рынок газомоторного топлива несмотря на экономический кризис,  в последнее время неуклонно растет.  Корпоративный журнал «Газпром» информирует, что ежегодный рост ГМТ составлял около 10% на мировом рынке. Причем старые лидеры этого направления — США, Италия, Россия,  были потеснены Бразилией, Китаем, Индией. Особенно вырвались вперед Иран и Пакистан, которые к 2010 году заняли лидирующие места в мире по количеству автомашин, применяющие  компримированный газ,  — 2,5 млн и 2 млн газобаллонных автомашин соответственно. Россия, по развитию динамики газомоторной отрасли, значительно отстает от мирового уровня.

   На топливном рынке имеется два вида газомоторного топлива: Сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан) и компримированный природный газ (метан). Пропан-бутаном заправляют машины на газозаправочных станциях (АГЗС СУГ), а метаном — на автомобильных специальных газонакопительных компрессионных станциях (АГНКС).

   В России большее распространение имеет именно пропанобутановая смесь. По информации Национальной Газомоторной Ассоциации (НГА) в начале 2011 года на долю СУГ в стране имелось около 1 млн машин и 3 тысячи газовых заправок. Показатели КПГ значительно скромнее — приблизительно около 100 тысяч машин и 249 заправок, что на 23 заправки больше, чем во второй половине 2010 года. При этом в рамках комплексной целевой программы Газпрома «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на компримированном природном газе на 2007-2015 годы», по стране планировалось к 2015 году построить 201 АГНКС, из них (СФО) в Сибирском федеральном округе — 31. Три первые из них должны были вступить в строй в 2010 году Томске, Новосибирске, Новокузнецке. Но свои коррективы внес экономический кризис. Согласно информации ООО «Газпром трансгаз Томск»,  построена за это время и запущено в эксплуатацию АГНКС в городе Томске. В Новосибирске 2009 году реконструирована АГНКС , реконструированны также две АГНКС в Кемерове. В текущем году планируется строительство двух АГНКС в Новосибирске и Новокузнецке. В Кузбассе на сегодня действует 4 АГНКС: по две в Новокузнецке и Кемерово.


По данным «Газпром трансгаз Томск», количество машин  на метане, по итогам 2010 года увеличилось на 200 единиц в СФО. Причем, значительное увеличение транспорта, применяющих газомоторное топливо, отмечено в Новокузнецке. Здесь более ста машин были переведены на метан. Около 70 единиц автотехники переоборудовано в Новосибирске, Томске и Кемерове, 34 машины  — в Братске. Увеличение количества автомобилей, применяющих  метан, в южной столице Кузбасса объясняется просто. В начале 2010 года в области начали добывать метан из угольных пластов на Нарыкско-Осташкинском и Талдинском месторождениях в районе Новокузнецка. Добывает угольный газ ООО «Газпром добыча Кузнецк». Метаном добытым,  непосредственно на промысле, помимо прочего,  заправляются машины, работающие на этом предприятие, а также вспомогательный транспорт Талдинского разреза, торгового дома «Сибирь» и разреза «Южный>> более 100 автомобилей. В основном это  « Газели» и «Пазики», осуществляющие пассажирские перевозки. Так же в пресс-службе «Кузбассразрезугля» «Авант-ПАРТНЕРу» проинформировали, что в начале лета текущего года в компании появился «КамАЗ», работающий на метане. Он доставляет уголь населению.

Что же касается АГЗС, в Кузбассе, по данным, «Авант-ПАРТНЕР», в 2010 году эксплуатировалось более 50 передвижных и стационарных АГЗС. Компаний-поставщиков этого топлива насчитывалось в регионе на тот момент несколько десятков. Самые крупные из них — ОАО «Кузбассгазификация», ООО «Кузбасстрансгаз», ООО «Промгаз» (Новокузнецк) и ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» (Кемерово).

Однако,  на рынке газомоторного топлива, как показывают последние события, что этот вид бизнеса теряет свои позиции и становится  менее рентабельным, и многие начинают уходить из него. В настоящие время приостановил торговлю ГМТ «Кузбасстрансгаз», уменьшил количество собственных АГЗС и ставку делает на своём главном направлении  — обеспечение  населения газом — «Кузбассгазификация».

« Продажи в нашей компании за последний год снизились на 30  %,  — говорит руководитель одной из компаний, осуществляющих свою деятельность на рынке ГМТ. — Ситуация  на рынке складывается непонятная. Падают продажи с одной стороны , с другой —  не отпускают газ оптовики. Газовоз наш простаивает  уже несколько дней без дела. Предчувствие, что цены на пропан-бутан  увеличатся опять ».

  На рынке  все меньше остается компаний, предоставляющих услуги по установке газобаллонного оборудования (ГБО). И дело вовсе не только в уменьшения спроса на него. По словам предпринимателя Дмитрия Чехутина, по сравнению с 2009 годом цену Г.Б.О. для пропан-бутана производители подняли на 1,5 тысячи руб.  Стоимость работ при этом по его установке не повысилась, что сказывается на рентабельности компании отрицательно.

   Кроме этого, по утверждению экспертов, в этом направлении сильно затягиваются гайки контролирующими органами, что правильно с одной стороны , все таки газ — это взрывоопасное вещество. С другой - сильно падает рентабельность бизнеса.

   Характерно то, что в этих условиях продажи СУГ увеличивает только одна организация – «Газпромнефть-Кузбасс». В 2009 году она начала реализацию крупного проекта по организации единой сети автозаправочных станций. В Кемеровской области планируется расширить сеть  автозаправочных многотопливных комплексов, на которых кроме бензина и дизельного топлива, можно будет заправиться  и газом. Компания В 2010 году  владела 5 АГЗС в регионе, теперь их число стало 6.

«Золотой век» закончился…
В Кузбассе" Золотым веком"для газомоторного топлива  можно назвать начало 2000-х годов, тогда в массовом порядке на ГБО перешли многие местные  автотранспортные пассажирские предприятия. Свой выбор они делали именно на метан. Газобаллонным оборудованием в первую очередь  оснащались маршрутки — «ПАЗики». По мнению экспертов, в это время достаточно рентабельными были маршрутные перевозки , чтобы ПАТП имели возможность самостоятельно покупать новую технику и переоборудовать её для работы на газу. Все затраты при этом окупались  в пределах 6-10 месяцев.

   Некоторые пассажирские предприятия  к этому пришли самостоятельно, в Кемерове например,  это ПАТП-3 и ПАТП-1. Другим повезло больше. Так, автопредприятия Беловского и Тяжинского ГПАТП в 2004-2005 г  оснащены были газобаллонным оборудованием в рамках региональной программы «Энергосбережение».  Предприятия эти получили беспроцентный кредит из областного бюджета , который погасили за несколько лет.

« Предприятие наше получило кредит в 3 млн рублей, – рассказывает Александр Богданович директор Беловского ГПАТП Кемеровской области . — На этот кредит было переоборудовано более 40 автомобилей нашего предприятия, переоборудованы под существующие нормативы боксы и прочее. В итоге применения ГМТ  предприятие наше экономило более 1 млн рублей в год».

  Однако было не  все  так гладко. Для работы техники на газу требуются соблюдения определенных правил безопасности, такие как переоборудования боксов и прочее. В это же время сервисы газобаллонного оборудования в начале 2000-х годов оставляли желать лучшего. Но и это было не основным препятствием на пути дальнейшего развития ГМТ в регионе.  «Заоблачная» прибыльность маршрутных такси со временем упала. Закупать новые автобусы предприятия перестали , а те, что они получали в рамках губернаторской программы «Транспорт», эксплуатируются на дизельном топливе. А установка ГБО на дизельный двигатель значительно  дороже и сложнее чем на карбюраторном. Если ГБО установлено на карбюраторный двигатель, автомобиль может ездить как на бензине так и на газу. В случае с дизельным мотором, получается газодизельная смесь примерно в соотношении 50 на 50.Такое оборудование самостоятельно или даже с привлечением сервисных служб  на автомобиль лучше не устанавливать.

  В настоящие время в Кузбассе только одно транспортное предприятие имеет несколько автобусов, эксплуатирующихся на газодизельном топливе. Это ПАТП-4 в Новокузнецке.

Поэтому,  приобретенный  пассажирскими предприятиями области автопарк, для установки на него ГБО, стареет и постепенно из эксплуатации выводится. А новые автомобили, которые с выгодой можно было бы  перевести на газ, в ПАТП больше не поступают. В Беловском ГПАТП например, из почти полусотни автомашин, работающих на газе,  сегодня осталось более 20.

   Что же препятствует развитию рынка газового топлива? По общему мнению собеседников «Авант-ПАРТНЕРа», огромную роль в популяризации ГМТ стало бы бы расширение сети АГЗС и АГНКС. Но, если АГЗС в регионе, на сегодняшний день в принципе хватает, то АГКНКС В большом дефиците, а их строительство очень дорогостоящее. Без определенных гарантий бизнес на такие вложения не пойдет.

Вторым важным фактором являются  такие как цены на газ и монтаж ГБО, которые постоянно в последнее время растут. В результате экономия средств для многих автомобилистов становится незначительной. На сегодняшний день по данным НГА, цена газобаллонного оборудования метана составляет в около 40–60 тыс. рублей ( импортное оборудование достигает 150 тыс.), в пределах 15–28 тыс. рублей стоит пропан-бутановое оборудование.

 Само топливо в регионе стоит: пропан-бутана – до 13,9 рубля за литр, метана 9-10,5 рубля за кубометр. По сравнения с весной 2010 года  цены на газ были 13 рублей и  8,5 рубля соответственно.
Стоит заметить, что цена на метан, в отношение цены на пропан-бутан, узаконена постановлением Правительства РФ № 31 от 15 января 1993 года, из которого следует, что  на сжатый газ предельная отпускная цена, производимый АГНКС, не может превышать 50% от цены реализуемого на данный момент в регионе бензина А-80, включая сюда и налог на добавленную стоимость.

   По выводам экспертов, отечественная родная «газомоторка» все также испытывает дефицит законодательной поддержки (еще один фактор, который мешает развитию рынка). В частности,   не принят до сих пор закон «Об моторных альтернативных топливахх». Тем не менее, ряд важных документов в последние годы всё же вступил в силу. Стоит отметить в первую очередь ФЗ «Об энергосбережении». Кроме этого, премьер-министр Владимир Путин дал задание органам исполнительной власти, а также организациям подготовить программы по стимулированию и использованию природного и сжиженного газа в качестве топлива для моторов. Кроме этого, правительство Москвы и ряд регионов приняли решение о переходе части муниципального транспорта на работу на природном газе.  Наша Кемеровская область несколько отстает в этом вопросе. Но все равно, как говорится в официальном сообщении ОАО   «Газпром», в начале лета 2011 года председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллер а также губернатором Кемеровской области Аман Тулеевым было  подписано соглашение о сотрудничестве. В частности, документ,определяет первоочередные направления совместной работы: по развитие ресурсной базы в Кузбассе для угольного метана, а также реализацию проекта  по промышленной добычи из угольных пластов метана, улучшение системы газоснабжения Кемеровской области, расширение по использованию газомоторного топлива и внедрению энергосберегающих и газосберегающих технологий. Стороны будут помогать разработке инвестиционного механизма, согласно этим соглашениям, поддерживающих оптимальные соотношения источников финансирования и проектов по развитию и улучшению системы газоснабжения региона.

«Авант-ПАРТНЕР» в курсе, что продвижение в реализации планов газификации региона, привлечения в ЖКХ энергосберегающих и чистых экологических технологий, в частности строительства котельных на газу, в регионе есть. По словам Анатолия Лазарева,начальника департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области,  в области только в 2011 году будет сдано в эксплуатацию две газовых котельных (в Кемеровском и Юргинском районах). Планируется также закончить проектные работы по газификации Ленинска-Кузнецкого. Относительно увеличения по использованию газомоторного топлива в регионе, договорённости только достигаются. Областная администрация сейчас ведет переговоры с ООО «Газпром трансгаз Томск», в стадии обсуждения находится проект по расширению сети станций АГНКС в Кузбассе. Но о каких-то, пока результатах в этом направлении, говорить еще рано если не брать во внимание проект по добыче угольного метана и переводом автомобилей на этот газ.

рассказать друзьям и получить подарок
Запись опубликована в рубрике НОВОСТИ В МИРЕ "МЕТАНА" с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Метан кузбасса.

  1. Николай говорит:

    Интересно. Есть над чем подумать. Я за переход на газ — экология задолбала. Спасибо за добрые отзывы на моем сайте.

  2. Елена говорит:

    Очень основательная информация. Серьезный экономический вопрос. Специалисты должны оценить! Успехов вам в продвижении!

  3. Максим говорит:

    Да с топливом давно все ясно,но не ясно то где и как установить газ(метан) на авто.и в какую цену это выльется? буду признателен за инфу.

  4. Александр говорит:

    Я езжу на метане уже более семи лет, с какими проблемами я столкнулся?
    1. Отсутствие сети заправочных станций, ода, максимум две, это в крупных городах, и то не во всех, расположены они чаще всего на окраинах, и дороги к ним оставляют желать лучшего…
    2. Не большой запас хода, в среднем в городе на легковой машине не более двухсот километров, за городом не более 300 км, а с учетом что заправок мало, на меж город ездить практически не возможно, в постоянном поиске заправок, на которое уходит много времени…
    3. Оборудование — очень дорогое в два раза дороже пропана, оно занимает в машине все свободное место, те. багажник в машине весь занят баллонами, и весят они очень много, у меня например три баллона по 25 кг. А это 75 кг. нагрузка на заднюю ось.
    4. Цена на газ за последние годы очень сильно выросла, при стоимости метана 11 рублей м/3, а пропана 13 рублей литр, в среднем у нас по городу, то получается на пропане ездить не на много дороже, а хлопот меньше (заправок много, один маленький и легкий баллон в отделение для запаски, большой запас хода, дешевое оборудование…)

    • admin говорит:

      Да с заправками пока у нас проблемы. На метане катаюсь около 15 лет для езды по городу это самый оптимальный вариант.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *